russos: (Default)
[personal profile] russos
Пробитое авиабомбой перекрытие тоннеля на перегоне Смоленская — Арбатская Филевской линии 22 июля 1941 года.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала настоящая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на советскую столицу. Имея опыт при объявлении учебных воздушных тревог, работники метро успешно справились с задачей по укрытию населения: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые, для них были расставлены лежаки и кроватки-раскладушки, были использованы также пути, на которых уложили деревянные щиты. Позаботились и о питьевой воде, в вагонах, стоявших на станциях, оборудовали медицинские пункты.

Первый налет гитлеровской авиации оказался особенно сильным. Он нанес повреждения некоторым объектам метрополитена. На Главные мастерские упала фугасная бомба, прямым попаданием был разрушен роликовый цех. Поскольку дежурный персонал своевременно укрылся в бомбоубежище, человеческих жертв не оказалось, а возникший пожар быстро ликвидировали.

На площади Белорусского вокзала при бомбежке была повреждена магистральная водопроводная труба. Вода затопила площадь и вестибюль станции метро «Белорусская», проникла в машинный зал эскалаторов. Общими усилиями движенцев, сантехников, сооруженцев и эскалаторщиков воду удалось направить под железподорожный путепровод.

Через несколько минут поступило сообщение, что вода прорвалась в торец станции «Белорусская». С большим трудом при помощи водоотливных установок откачали воду, не допустив ее в тоннель, где находились люди.

Серьезно поврежденным оказался метромост: разрушены устройства СЦБ и рельсы. Потребовалось срочно восстанавливать пути, рельсовые цепи, автостопы, вновь устанавливать светофоры. Работники служб пути, СЦБ и связи оперативно взялись за эти работы и подготовили метромост к движению поездов.

Одна из фашистских авиабомб пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Одновременно была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Лишь самоотверженный труд метрополитеновцев позволил вывести людей из поврежденного тоннеля и ликвидировать последствия бомбежки.

С того памятного дня Московский метрополитен стал надежным убежищем для москвичей. Едва наступали сумерки, время приближения воздушных налетов на столицу, к станциям метро торопились старики, женщины и дети.
http://www.metro.ru/library/50/4.html


В книге Хазанова Д.Б. (Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.) приводятся данные о жертвах среди тех, кто оказался рядом с этими тремя бомбами, которые имели отношения к Московскому метрополитену:

Вечером и ночью 23 июля (дата 23 июля — это видимо явная ошибка/опечатка — R.) серьезно пострадал московский метрополитен. Одна крупная авиабомба пробила перекрытие тоннеля на перегоне Смоленская — Арбат, другая попала в эстакаду метромоста неподалеку, а третья разорвалась у входа в вестибюль у Арбатской площади. Пострадало более 100 человек, из которых 60 погибло. Наибольшие жертвы вызвала паника, возникшая на лестнице эскалатора. На восстановление последствий этой бомбардировки ушло двое суток [282].

[282] Москва военная. С. 462.
http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/12.html

Не очень понятно, на каком эскалаторе возникла паника, так как эти все три станции мелкого заложения. Может имелась ввиду Белорусская-радиальная?

Upd: Вот говорят, что дата 23 июля верная.

На фотографии (за неё большое спасибо Metromash'у) вы можете видеть это самое место на перегоне Смоленская — Арбатская, куда попала авиабомба 22 июля 1941 года.


(c) Metromash

Date: 4 Mar 2009 21:56 (UTC)
From: [identity profile] 1eska.livejournal.com
Ого, а чо не отремонтировали то?

Date: 4 Mar 2009 22:01 (UTC)
From: [identity profile] russos.livejournal.com
А это и есть ремонт. Сверху положили балки, на них видимо в качестве опалубки доски и сделали железобетонную заплатку. Тогад надо было быстро все делать.

Date: 4 Mar 2009 21:58 (UTC)
From: [identity profile] art-pushka.livejournal.com
Что же так плохо заделали утрату...

Date: 4 Mar 2009 22:26 (UTC)
From: [identity profile] russos.livejournal.com
нормально заделали.

А это и есть ремонт. Сверху положили балки, на них видимо в качестве опалубки доски и сделали железобетонную заплатку. Тогад надо было быстро все делать.

(no subject)

From: [identity profile] art-pushka.livejournal.com - Date: 4 Mar 2009 22:39 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russos.livejournal.com - Date: 4 Mar 2009 22:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] art-pushka.livejournal.com - Date: 4 Mar 2009 22:58 (UTC) - Expand

Date: 4 Mar 2009 22:00 (UTC)
From: [identity profile] satanya-chan.livejournal.com
Ого. Никогда бы не подумал, что вот в метрополитене еще остались такие своеобразные памятники прошлому.

Date: 4 Mar 2009 22:00 (UTC)
From: [identity profile] vokinburt.livejournal.com
Немного удивительно что дырка от бомбы сохранилась. Разве это не влияет на прочность тоннеля?

Date: 4 Mar 2009 22:27 (UTC)
From: [identity profile] russos.livejournal.com
гдевы видите дырку? это место где была дырка. Сверху там все заделано.

Date: 4 Mar 2009 22:46 (UTC)
From: [identity profile] alter-ergo.livejournal.com
непосредственно дырки от бомбы здесь наверно не было. она взорвалась выше а здесь осыпался потолок, упала балка. если бы эта бомба рванула в тоннеле... заделывать пришлось бы всё

Date: 4 Mar 2009 22:51 (UTC)
From: [identity profile] russos.livejournal.com
наверно да, вы правы.

Date: 4 Mar 2009 22:47 (UTC)
From: [identity profile] alter-ergo.livejournal.com
интересно, а что там сверху, над тоннелем?

Date: 4 Mar 2009 22:53 (UTC)
From: [identity profile] di.livejournal.com
У меня прабабушка и прадедушка жили в доме 4 по дорогомиловской как раз в это время
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2000&mapX=4182434&mapY=7472728&scale=10
У него одну из частей разрушило при бомбардировке, а вот в 41м или нет - не знаю.
Но, по идее, они должны про это знать.
Постараюсь узнать у бабушки, она тоже в это время там жила.
Edited Date: 4 Mar 2009 22:54 (UTC)

Date: 15 Apr 2010 20:25 (UTC)
From: [identity profile] ammateur.livejournal.com
узнали?

Date: 4 Mar 2009 23:07 (UTC)
From: [identity profile] gay-do.livejournal.com
Это место ближе к Смоленской/Арбатской/посерёдке?

Date: 5 Mar 2009 12:10 (UTC)
From: [identity profile] russos.livejournal.com
если я помню, то к Смоленской.

Date: 4 Mar 2009 23:11 (UTC)
From: [identity profile] vent-belsos.livejournal.com
Учительница музыки моего школьного учителя химии проезжала в тот момент в поезде, от взрыва, кажется, была контужена.

Date: 4 Mar 2009 23:16 (UTC)
From: [identity profile] russos.livejournal.com
в этот момент поезда там не ходили. в тоннелях укрывалось население.

(no subject)

From: [identity profile] vent-belsos.livejournal.com - Date: 4 Mar 2009 23:41 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iona-yasenev.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 04:06 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russos.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 08:48 (UTC) - Expand

Date: 4 Mar 2009 23:16 (UTC)
From: [identity profile] alter-ergo.livejournal.com
после этого попадания и решили строить параллельно глубокую линию (АПЛ)...

забавно, меня всегда интересовало - зачем строить две линии параллельно??? оказывается это тоже не без причины

Date: 4 Mar 2009 23:31 (UTC)
From: [identity profile] to-the-future.livejournal.com
Ну достоверных сведений о причинах принятия такого решения, надо отметить, нету. То есть где-то они есть, но это надо понять в каком архиве могут жить соответствующие постановления правительства (тогда решения о строительстве оформлялись постановлениями кабинета министров СССР), убедиться, что оно рассекречены и идти читать.

(no subject)

From: [identity profile] diesell.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 05:13 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] to-the-future.livejournal.com - Date: 4 Mar 2009 23:33 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ctrl-shift-esc.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 01:17 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] to-the-future.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 10:41 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lsnrctl.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 19:19 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diesell.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 05:14 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] to-the-future.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 10:43 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michael mckenzie - Date: 15 May 2010 23:18 (UTC) - Expand

Date: 5 Mar 2009 00:33 (UTC)
From: [identity profile] mishast.livejournal.com
А, интересно, кстати...Сначало появилось метро "поверхностного" заложения или глубокого? И когда какое начало развиваться в Московском метрополитене...А до станции глубокого заражения бомба никогда не долелит?

Date: 5 Mar 2009 06:31 (UTC)
From: [identity profile] pavlo-guru86.livejournal.com
По моей информации самые первые станции Московского метрополитена были мелкого заложения на Сокольнической ветке (Кировско-Фрунзенской) это Сокольники, Красносельская, Комсомольская. Первой станцией глубокого заложения стала Красные Ворота, и то, это было обусловленно плавунами, и после этого решено было сделать ее глубокой, хотя изначально не планировалось...

(no subject)

From: [identity profile] moscowhite.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 06:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vlad-svd.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 09:04 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherr-khann.livejournal.com - Date: 15 Apr 2010 17:34 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russos.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 08:52 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscowhite.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 06:36 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] shewolf_org - Date: 5 Mar 2009 07:27 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gay-do.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 08:12 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varnav.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 13:58 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russos.livejournal.com - Date: 5 Mar 2009 08:51 (UTC) - Expand

Date: 5 Mar 2009 06:26 (UTC)
From: [identity profile] pavlo-guru86.livejournal.com
Очень познавательно, спасибо за статейку)

Date: 5 Mar 2009 07:25 (UTC)
From: [identity profile] dinya-ss.livejournal.com
Спасибо за пост и фотографии!
Очень интересно.

Date: 5 Mar 2009 10:02 (UTC)
From: [identity profile] stuffittrans.livejournal.com
Замечательно, спасибо. Люблю артефакты :). Интересно, сколько народ каталось сегодня между "Смоленской" и "Арбатской", пытаясь что-то рассмотреть в темноте тоннеля :)))?

Date: 5 Mar 2009 12:54 (UTC)
From: [identity profile] samiznaetekto.livejournal.com
через крышу вагона? )

Date: 5 Mar 2009 20:53 (UTC)
From: [identity profile] von-maas.livejournal.com
спасибо, russos! саму историю знал, но не думал что сохранились какие-либо следы.

Date: 5 Mar 2009 22:35 (UTC)
From: [identity profile] borisgoldenberg.livejournal.com
А сколько там от заделанной пробоины до поверхности?

Date: 6 Mar 2009 01:19 (UTC)
From: [identity profile] viewside.livejournal.com
Это я так понимаю те самы двухпутные тонели, что сперва заливались стены, потолок, и лишь потом выемка грунта, да бетонирование пола?

23 июля

Date: 10 Mar 2009 07:52 (UTC)
From: (Anonymous)
Уважаемый Russos!

Бомба попала в ночь с 23 на 24 июля. Мои бабушка и дедушка жили на Арбате. В ночь на с 23 на 24 был самый сильный налет на Москву. Тогда же был разрушен Вахтанговский театр. Мой двоюродный дедушка вспоминал, что в ту ночь пострадал и Кремль и здание ЦК на Новой площади. Из Кремля он не мог проехать на Арбат и его протустили пешкрм через оцепление. Дата 23/24 верная. Т.к. мой дед (он находился в отпуске после выхода из окружения) погиб во время налета.
С уважением,
Александр

Re: 23 июля

From: [identity profile] russos.livejournal.com - Date: 10 Mar 2009 07:57 (UTC) - Expand
From: [identity profile] w-egorov.livejournal.com
СПРАВКА О РАБОТЕ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА В ВОЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ НАЧАЛЬНИКОМ СЛУЖБЫ МПВО А. СОЛОВЬЕВЫМ ДЛЯ КОМИССИИ ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ АН СССР

24 июня 1944 г.

(выдержка)


Последствия воздушных налётов

1. В первый налёт 21-22.VII был разрушен роликовый цех главных мастерских 1-й очереди, жертв не было (цех в это время не работал), к концу года полностью восстановлен.
2. В ночь на 23.VII прямым попаданием на перегоне Смоленская-Арбат было пробито перекрытие тоннеля. Волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков тяжело и легко ранено. Восстановительные работы длились 1 сутки.
3. В эту же ночь 23 июля прямым попаданием в эстакадную часть метромоста были повреждены пути и частично дал трещину мост. Жертв не было, восстановление длилось 2 дня.
4. Днем, в 16–17 час., 23 июля в районе ст. Арбат была сброшена фугасная бомба. ВТ еще не было. Население в панике бросилось к станции, где вследствие паники при падении на лестнице было задавлено 46 человек со смертельным исходом.
5. 17 ноября вторично на метромост была сброшена фугасная бомба, разорвавшаяся на расстоянии 6-8 м от эстакады моста. От действия осколков и воздушной волны были повреждены: путь, барьер, устройство ЦСБ и связи, электрокабель. Приостановка движения – 1 сутки, жертв не было.


Начальник службы МПВО Соловьев

Научный архив Института российской истории РАН, ф. 2, разд. IX, оп. 31, д. 3, л. 1-3.
Копия.

Цит. по: Москва военная. Мемуары и архивные документы - М., Мосгорархив, 1995 г., стр. 462-463.
From: [identity profile] w-egorov.livejournal.com
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА УНКВД Г. МОСКВЫ И МО М.И. ЖУРАВЛЕВА НАРКОМУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Л.П. БЕРИЯ, ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ МК И МГК ВКП(Б) А.С. ЩЕРБАКОВУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИСПОЛКОМА МОССОВЕТА В.П. ПРОНИНУ ОБ УЩЕРБЕ, НАНЕСЕННОМ МОСКВЕ И ПРИГОРОДУ ВРАЖЕСКОЙ АВИАЦИЕЙ

№ 1/1213

24 ноября 1941 г.

За пять месяцев войны между Германией и Советским Союзом вражеской авиацией на г. Москву было совершено 90 налетов.
Первый налет был совершен в ночь с 21 на 22 июля 1941 г.
...
Частичные разрушения причинены 102 промышленным объектам, в том числе: 51 заводу, 26 фабрикам, 22 предприятиям городского и железнодорожного транспорта и 3 электростанциям.
Среди них:
...
Северное депо Метрополитена, Русаковское трамвайное депо, Краснопресненское трамвайное депо, шахты метро по площади Свердлова и по Карманицкому переулку.
...

Начальник Управления НКВД МО
старший майор государственной безопасности
Журавлев

Архив ФСК РФ. Копия.

Цит. по: Москва военная. Мемуары и архивные документы - М., Мосгорархив, 1995 г., стр. 427-429.
From: [personal profile] leonidreston
На эту страницу - https://pastvu.com/p/475202 я написал - «Спасибо за эту ссылку. Тут - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE,_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F) справа вот какая ошибка, что проектное название Арбатская площадь, а на самом деле поскольку действительно было такое название, то не проектное название, а прежнее название. А проектное название - это такое название, которое сначала решили дать той станции, которую ещё не построили и следовательно не открыли для пассажиров, но потом передумали насчёт названия и дали станции другое «имя» до того, как открыли эту станцию. И потом для пассажиров открыли эту станцию с новым названием, а не со старым». На эту страницу - https://pastvu.com/p/95210 я написал - «К сожалению в этом месте я никогда не видел троллейбусные провода. Странно, что их убрали, а почему?» Этот человек - https://pastvu.com/u/Kay999 ответил - «Убрали в 1985 году по окончании офонаривания Арбата. Последним здесь уходил на разворот 39 троллейбус». Я на это ответил - «Вы ошибаетесь, что их убрали в 1985 году. Я родился в 1970 году и там рядом учился в школе имени Гнесиных. Некоторые наши ребята, но не все, учились два года в нулёвке перед 1 классом, например я, поэтому я с 1975 года там рядом учился, и после школы мы шли на вестибюль правда другой Арбатской, но около этого вестибюля, и тогда с 1975 года там не было этих троллейбусных проводов. А почему их убрали?» А этот человек - https://pastvu.com/u/Pirogov ответил - «Вам же уже ответили, что закрыли движение транспорта по Арбату, в том числе и троллейбусов». Этот человек - https://pastvu.com/u/Kay999 ответил - «Tочка здесь поставлена немного неправильно. Снято от начала Арбата... И кстати в 1985 убрали тока поворот с Арбата. А поворот с Калининского так и остался - https://yandex.ru/maps/213/moscow/?clid=1923017&ll=37.601194%2C55.752222&z=18&l=stv%2Csta&panorama[point]=37.600161%2C55.752269&panorama[direction]=105.188480%2C9.585863&panorama[span]=85.035934%2C34.388292 На эту страницу - https://pastvu.com/p/38135 я написал - «Здесь на Арбатской направление в минутах и секундах насчёт вилочного движения - Кунцевская - 5 - 30. Международная - 1 - 00 - http://transphoto.ru/photo/892494/?gid=1466 Здесь то же самое на Выставочной - от неё вилочного движения нет, но зажигается направление в минутах и секундах - Александровский сад - 28 - 30. Международная - 10 - 30. И написано - где минуты и секунды. Это, чтобы долго не ждать поезд, можно в обратную сторону сесть и потом обратно поехать, и тогда человек всё равно в то же самое время (не позже) приедет туда, куда он ехал - http://transphoto.ru/photo/902930/?gid=1466 А когда было вилочное движение на Каховскую и на Красногвардейскую - ни на одной станции этого не было». На эту страницу - https://pastvu.com/p/7159 я написал - «Здесь справа видно Арбатский рынок. На этой странице - http://transphoto.ru/photo/950397/?gid=1465 под кадром ошибка, что Арбатско-Покровская линия, а на самом деле там вестибюль Филёвской линии. В комментариях там про это не писали». На эту страницу - https://pastvu.com/p/9781 я написал - «Здесь направление в минутах и секундах насчёт вилочного движения - Кунцевская - 5 - 30. Международная - 1 - 00 - http://transphoto.ru/photo/892494/?gid=1466 Здесь то же самое на Выставочной - зажигается направление в минутах и секундах - Александровский сад - 28 - 30. Международная - 10 - 30. И написано - где минуты и секунды - http://transphoto.ru/photo/902930/?gid=1466 А когда было вилочное движение на Каховскую и на Красногвардейскую - ни на одной станции этого не было». На эту страницу - https://pastvu.com/p/29099 я написал - «Этот фонтан исчез тогда, когда на другой Арбатской Арбатско-Покровской линии сделали временный вход вот такой - https://pastvu.com/p/180139 Этот фонтан я застал, видел его. Здесь - https://www.youtube.com/watch?v=PqMkI1Qgyso сказали, что в Москве могут переименовать станции метро Смоленская и Арбатская, а на самом деле это будет?»
From: [personal profile] leonidreston
В 1987 году девушка, которая со мной работала, предложила мне покрасить лицо, и я согласился. Яркими разными красками она покрасила мне лицо, и я поехал обратно. И после этого я стал сам красить себе лицо. Я часто ездил на Арбатскую Филёвскую, потому что на самой этой станции тогда был (и сейчас есть) буфет, вот он - https://ugar2000.livejournal.com/255072.html           Там тогда были хорошие и очень дешёвые супы, а моя мама или не готовила супы или хуже были её супы. Буфет почему-то сделали в довольно безлюдной станции, она мало пользуется спросом, она не пересадочная. На указателе написано - «Выход в город. Перехода нет». Так вот, я на станции Александровский сад накрашенный вошёл в первый вагон, потому что буфет на Арбатской в том месте. Машинист и его помощник вышли в этот вагон, один другому говорит: «Посмотри на этого идиота». Другой говорит: «Полно же дураков на свете». И они ушли в противоположный конец. Причём много народу тогда было. Я догадался, что речь шла обo мне, поскольку я был накрашенный. Услышать такое мне было конечно неприятно. Люди на это ни слова не сказали, потому что что им на это говорить? А впрочем им на это есть, что сказать, можно было на это сказать так: «Нет, он вовсе не идиот, а молодец наоборот». Наверно кто-то про себя так подумал. Потом моя родственница из Симферополя приехала, я ей рассказал, что я накрашенный ходил и ездил. Она сказала: «Ты очень рисковал, потому что из-за этого тебя могли дико избить». Я говорю: «Да ты что?! А почему?» Она ответила, что иногда бывают такие люди, в основном молодёжь, которые красят себе лицо, и они как правило не работают, не учатся и не читают, потому что те, которые из-за этого меня могли дико избить, рассуждают так, что если человек не работаeт, не учится и не читает, то из-за этого ему приходит в голову то, что нормальному человекy в голову не придёт, например красить себе лицо. И другая группа молодёжи решила бороться с этим! Тогда я после этого перестал красить себе лицо.               

Profile

russos: (Default)
russos

January 2025

S M T W T F S
    1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 22 May 2025 15:44
Powered by Dreamwidth Studios